«Изъян». Эта игра является источником мелочных склок в обыденной жизни. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка «Я никуда не гожусь», которую его защитный механизм превращает в Родительскую позицию «Они никуда не годятся». Трансакционная задача игрока состоит в доказательстве последнего тезиса. Исходные предпосылки «Изъяна» могут варьировать от мелких и поверхностных («На ней прошлогодняя шляпка») до самых циничных («У него нет 7000 долларов в банке»), зловещих («Не стопроцентный ариец»), эзотерических («Не читал Рильке»), интимных («Он импотент») или рефлексирующих («Что он этим пытается доказать?»). С психодинамической точки зрения чаще всего основой игры является сексуальная неуверенность, а ее целью – самоутверждение. В трансакционном плане мы в основном имеем дело с нездоровым любопытством и стремлением совать нос в чужие дела. Причем удовольствие, которое при этом испытывает Ребенок, иногда маскируется филантропической озабоченностью Родителя или Взрослого. Внутреннее психологическое «вознаграждение» игры состоит в защите от депрессии, а внешнее психологически «вознаграждение» – в избегании близости, которая может обнаружить изъяны самого Уайта. Он чувствует себя вправе, например, отказаться от общения с немодно одетой женщиной, небогатым или неуверенным в себе человеком. ... 2. В игре «Динамо» или «Благородный гнев» второй степени Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется «Отвяжись, нахал»). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. У игры «Динамо» тот же детский прототип, что и у игры «Фригидная женщина»: девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм в книге «Бремя страстей человеческих» и Диккенс в «Больших ожиданиях». Анализ, приводимый ниже, относится к игре «Динамо» третьей степени, поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно. Цель: злонамеренная месть. Роли: Соблазнительница, Волокита. Иллюстрации. 1) «Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный»; 2) обесчещенная женщина. Социальная парадигма: Взрослый – Взрослый; Взрослый (мужчина): «Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось». Взрослый (женщина): «Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере». Психологическая парадигма: Ребенок – Ребенок; Ребенок (мужчина): «Видишь, как я неотразим»; Ребенок (женщина): «Ну что, попался негодяй!» Ходы: 1) женщина – обольщение; мужчина – контробольщение; 2) женщина – капитуляция; мужчина – победа; 3) женщина – нападение; мужчина – крах. «Вознаграждения»: 1) внутреннее психологическое – выражение ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое – избегание эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное – «Ну что, попался негодяй»; 4) внешнее социальное – «Подумайте, какой ужас!»; «Судебное разбирательство», «А ну-ка, подеритесь»; 5) биологическое – обмен сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное – «Меня не в чем упрекнуть». ... В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины разного возраста, в результате чего они получают известное жаргонное прозвище. В этих случаях игра часто сливается с другой, под названием «Динамо», в которой Водящие также разыгрывают негодование. В детском возрасте в игру, аналогичную «Фригидной женщине», играют некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в «Больших ожиданиях». Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая. Анализ. Тезис: «Ну что, попался, негодяй!» Цель: оправдание. Роли: Хорошая жена, Нечуткий муж. Иллюстрации: 1) «Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный»; 2) фригидная женщина, провоцирующая мужа. Социальная парадигма: Родитель – Ребенок; Родитель: «Я тебе разрешаю сделать пирожок из песка» («Поцелуй меня»); Ребенок: «Мне очень этого хочется»; Родитель: «А теперь посмотри, как ты запачкался». Психологическая парадигма: Ребенок – Родитель; Ребенок: «Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить»; Родитель: «Готов попробовать, если ты меня вовремя остановишь»; Ребенок: «Это ты первый начал». Ходы: 1) обольщение – реакция на него; 2) отталкивание – смирение; 3) провокация – реакция на нее; 4) отталкивание – скандал. «Вознаграждения»: 1) внутреннее психологическое – освобождение от чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое – избегает пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное – «Скандал»; 4) внешнее социальное – «Как поступать с нечистоплотными мальчиками (мужьями)?»; 5) биологическое – подавленные сексуальные взаимоотношения и обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное – «Я чиста». (c) Э.Берн про игры, кн. 1. ...Например, для проработки полусекстиля Солнце-Венера необходимо понять и усвоить космическую вежливость в своих инициативах и волеизъявлениях при общении с другими людьми, даже с теми, которые на первый взгляд не заслуживают и обычной земной, и пока человек этого не сделает, его временами будет мучить чувство вины перед ними и кем-то или чем-то еще, поскольку (с его точки зрения, заслуженное) жестокое обращение с ними нарушает гармонию в Космосе - и, конечно, в душе самого человека. (c) А.Подводный. ...психопат зависит от переживания «наслаждения презрением», как наркоман зависит от наркотика. По Кернбергу, нежелательный интроект эвакуируется – затем он проецируется в другого человека (жертву манипуляции) – затем следует триумф и презрение к тому, в кого это помещено. Как ни странно, именно с этой неспособностью к нормальной идентификации и с отсутствием сформированной идентичности связаны пресловутое неотразимое очарование и харизма психопата. Вначале психопат интроецирует ваши завидные характеристики; так как дифференциация самого себя и объекта у него нечеткая, это помогает почувствовать себя прекрасным и значительным. Когда психопат вдруг оказывается похожим на вас, когда он льстит вам, отзеркаливая симпатичные стороны вашей личности, это значит, что он интроецировал Вас и затем проецирует Вас … обратно в Вас же. Он всячески показывает Вам, что Вы замечательны. Психопат отзеркаливает свою жертву (в самом благоприятном виде) и одновременно демонстрирует, что он сам такой же замечательный, и между ними возникают известные нарциссические феномены. Но, когда в вас проецируются завидные качества, психопат рискует почувствовать зависть и заметить, что ему самому чего-то недостает. Тогда он разворачивает ситуацию прямо наоборот: это он обладает идеальными характеристиками, а вы – нет. Он сможет это почувствовать, если обманет Вас. Интриган – не психотик, и он вполне отчетливо различает реальное и нереальное, правду и неправду. Но правда и честность для психопата – не ценности, а собственное превосходство – самая главная ценность, поэтому он вновь и вновь обманывает людей, чтобы чувствовать свое превосходство над ними. А когда вас обманывают и обесценивают, в вас проецируется другой, негодный, ничтожный интроект, от которого психопат таким образом освобождается. У него в голове возникает представление: «Я умный и замечательный – он глупый и ничтожный». Сознательный обман делает другого человека готовым принять и контейнировать тот материал, который психопату нужно в него поместить. Этот материал грозит обесценить грандиозное Эго психопата, если его не спроецировать. Таким образом, манипулятивный цикл психопата на бессознательном уровне представляет собой ритуал освобождения, очищения (Meloy, 1998, 101). (сокращенный пересказ-реферат)